Некоторые планы вынашиваются долго, а иные – получаются как-то сами собой. Вот и наша поездка в Индию получилась неожиданно, спонтанно и как бы «на одном дыхании». Самую важную роль в этом решении сыграл наш друг, Максим, который организовал нашу поездку - билеты на самолет, разработал маршрут по самым интересным городам Индии. Мы очень благодарны нашему молодому другу за незабываемую поездку.
Так что я хотел бы рассказать в первую очередь не о фактах, а о впечатлениях, естественно, не претендующих на объективную передачу информации.
Начну с нашей посадки в Шардже – это ОАЭ. Насколько поразил вид сияющего города сверху, с самолета, настолько же поразил аскетизм самого аэропорта Шарджа. В нем даже аптеку открытую найти было невозможно. Регистрация происходила с большой очередью, неразберихой, но – надо отдать должное – при этом служащие аэропорта добросовестно ходят и вылавливают тех, кто может опоздать на регистрацию рейса, который вот-вот вылетает.
А вот аэропорт имени Индиры Ганди в Дели поразил своим размахом. Длина терминала такая, что пересекать его многосотметровые просторы приходится при помощи длиннейших горизонтальных движущихся дорожек, для тех, кому трудно стоять на этих дорожках – небольшие электромобили. Главный зал аэропорта поражает своими раз мерами и необычными скульптурами, изображающими жесты рук.
Первое, что поражает в Дели (и вообще в индийских городах) – это дорожное движение. Машин много. Дорожных знаков мало, часто они сделаны не по стандарту, а по разумению мастера, который их изготавливал. Движение левосторонне, может, из-за этого оно кажется довольно сумбурным. Но факт есть факт - правил мало кто придерживается (в особенности – правил разметки), хаос на дороге ужаснейший, все сигналят (там так принято – клаксон заменяет все остальные виды сигнала, дальним светом мигают редко), но в то же время все как-то понимают друг друга (как-то на уровне интуиции) и все проходит очень гладко. Кстати, за время нашего путешествия мы не видели ни одной аварии (хотя практически все машины поцарапанные). Вообще, исходя из той ситуации, которая складывается на дорогах, ожидаешь, что вот-вот дело дойдет до мордобоя (если бы такая ситуация складывалась на нашей дороге), но все очень спокойны, доброжелательны и сдержанны. Больше всех сигналят зачастую те, кто сам нарушает правила (например, внаглую выскакивает на встречную полосу), при этом у всех окружающих отношение к этому философское, типа «наверное, этому человеку надо сейчас быстрее, чем мне…». Очень много автомашин ездят без зеркал заднего вида – причем отсутствует не только зеркало справа, но и с водительской стороны.
Пьяных на улицах не видел ни разу. Не то чтобы это запрещалось религией – скорее это просто не принято. Многие прохожие или водители моторикш жуют жвачку красноватого цвета (очевидно, какой-то легкий наркотик), а чтобы кто-то шел по улице с бутылкой, к примеру, пива – этого нет вообще. Наверное, многие все-таки курят план. Например, наш водитель, когда мы спросили его о том, чем можем его угостить, ответил, что к алкоголю он относится спокойно. Разве что курит… Тем не менее, бутылка виски, которую мы ему презентовали, была встречена с большой благодарностью.
Отель я заказал еще из Днепропетровска. Но он нам не понравился. Впрочем, цена была соответствующе низкая. Мы решили не отпускать таксиста (и правильно сделали) и отправились на поиски лучшего отеля. Благо их в центральной части Дели очень много. Предложенный водителем вариант (скорее всего, бизнес кого-то из его приятелей) нам тоже не понравился. Все хорошо, только дороговато. Впрочем, отпустив таксиста и пройдя пару кварталов, мы нашли вполне приличный отель, по классу номеров соответствующий днепропетровскому полулюксу, а уровень цен – вполне приемлемо (соответствует примерно 170 грн. за двухместный номер за сутки). Примечательно, что это оказалось где-то процентов 60 от той цены, которая изначально значилась в гостиничном прайсе. Так что урок, который мы довольно быстро усвоили, можно передать довольно кратко: «Торгуйтесь всегда!». Этот урок пригодился нам и в дальнейшем.
Крупные города, например, Дели, запомнились контрастами – с одной стороны, очень чисто и ухоженно в мемориальных местах, музеях и храмах (везде надо снимать обувь, чистота поддерживается идеальная), с другой стороны – грязь на многих улицах. Когда мы прогуливались по периметру центральной площади Дели, то заметили вблизи от входа в дорогой магазин завернутый в одеяло труп (вероятно, нищенки, просившей здесь подаяния). В Джайпуре нас более всего поразило невероятное сочетания «Розового города» и рядом, в 50 метрах за его стенами, ужасающая грязь и нищие, которые пристают к тебе очень профессионально – отцепиться от них практически невозможно.
А вот по реальной степени расслоения общества я, пожалуй, пальму первенства отдал бы нашим крупным городам. У нас в самом деле можно увидеть кичащиеся собою и лопающиеся от самодовольства личности на супердорогих авто на фоне нищеты. В Индии этого нет. Действительно богатые люди одеваются довольно скромно, ездят они на машинах довольно практичных и надежных, но роскошными эти автомобили назвать нельзя. И украшениями не злоупотребляют.
Но самое главное – это потрясающая способность местных людей не страдать из-за того, что они имеют меньше, нежели соседи. Практически в каждом из индийцев чувствуется какой-то внутренний позитивный настрой, который позволяет им быть истинными оптимистами. В глазах нет отчаяния, какое-то ощущение того, что то же самый нищий, который просит у тебя сейчас несколько рупий, отчетливо понимает, что в чем-то (или когда-то) он выше тебя...
Полицейские в Индии не заметны на улицах. Водители не боятся ментов! Их воспринимают скорее как помощников, но не как у нас – сидящих в засаде разбойников. Даже когда мы, путешествуя из Южного Гоа на Северное, были остановлены полицейским – он оштрафовал нашего водителя за превышение максимального количества пассажиров – этот инцидент воспринимался водителем очень спокойно.
Уличный регулировщик – и это поражало меня, как водителя – не воспринимал поток машин как поток бабла, которое проезжает мимо его кармана. Типичная сценка: регулировщик, увидев, что в районе перехода собралась группа женщин и детей, остановил на минуту движение, дал им перейти, потом вернулся к созерцанию.
Наше знакомство с турбюро было очень спонтанным и, несмотря на это, закономерным. Когда мы пришли на железнодорожный вокзал, первое, что мы увидели – большие очереди. Запутанная навигация по железнодорожному расписанию – наверное, одна из основных индийских национальных особенностей. Наши попытки разобраться с расписаниями были замечены распорядителем – он подошел к нам и спросил, куда нам нужно попасть. Когда он услышал, что мы планируем свой маршрут, планируя посетить несколько индийских городов, ответом стала довольно настойчивая рекомендация обратиться в государственное турбюро. Служащий сразу же повел нас к стоянке моторикш, объяснил водителю, куда нас отвезти, нам же сказал: «Только государственное турбюро, в частные не обращайтесь!». Уже через десять минут мы поднимались по лесенке в скромном офисе, служащий турбюро выслушал нас, сразу же очень толково рассказал о нескольких вариантах (с учетом того, что поезд из Агры на Гоа ходит только 2 раза в неделю) и подытожил: нам удобнее и выгоднее будет воспользоваться услугами их водителя. Мы согласились. Служащий выписал нам квитанцию, отдельно – билеты на поезд и ваучеры на гостиницу.
Отлично! Деньги мы заплатили, а потом, уже находясь в гостинице, мы засомневались: «А приедет ли вообще кто-нибудь? Наверное, нас развели». Черви сомнения грызли нас все сильнее, и тем большую радость мы испытали, когда в шесть утра на ресепшене в нашей гостинице появился человек и сообщил, что он – наш водитель. С тех пор на следующие четыре дня Абдул стал нашим добрым гением.
Очень немногословный, спокойный, Абдул сопровождал нас в нашем путешествии в Дели, Джайпуре и Агре. Его водительское мастерство, в особенности - умение пробираться через заторы – поражало нас. Когда Абдул подвозил нас к очередной достопримечательности, он всегда коротко и по делу инструктировал: «Оставьте телефоны, с телефоном туда не пустят» или «Будьте аккуратны, здесь могут обокрасть» или «Не разговаривайте с теми, кто будет предлагать вам услуги гида». Честно говоря, благодаря турбюро мы полностью забыли про бытовые вопросы и просто отдыхали – за неполную неделю мы не только посетили основные достопримечательности городов «золотого треугольника», но и купили сувениры для родных и друзей.
Индийская железная дорога оказалась на самом деле вовсе не так страшна, как мы ее себе представляли. Купе похожи на наши – с одной разницей, что не столь ухожены и грязноваты, а с другой – тем, что вместо двери вход в купе из коридора отгорожен только занавеской. Обеды и ужины, которые железнодорожные служащие разносили по купе, отличались таким количеством острых специй, что есть их приходилось с большой осторожностью. Но в целом – ничего…
Наше пребывание на Гоа можно описать несколькими словами: Океан, Пальмы и пение птиц.